Previous Entry Share Next Entry
Ашта винаяка अष्टविनायक
jayini
shrichakra
 

अष्टविनायक означает "восемь Винаяк", или восемь образов Ганапати.
Это восемь известных в штате Махараштра храмов - центров поклонения Ганапати, и, соответственно, восемь разных образов Ганеши, с каждым из которых связана определенная легенда. Эти восемь храмов расположены вокруг Пуны, и паломничество по этим храмам - традиция для многих жителей Махараштры, и не только. Паломничество совершается в определенной последовательности - вначале Маюрешвар в Моргаоне, потом Сиддхивинаяка в Сиддхатеке, Баллалешвар в Пали, Варадавинаяка в Махаде, Чинтамани в Теуре, Гириджатамадж в Лениядри, Вигхнахара в Озаре, Махаганапати в Ранджангаоне и возвращение в Моргаон завершает ятру.

Некоторые из мурти в этих храмах являются "сваямбху". т.е. "нерукотворными", естественного происхождения.

В других частях Махараштры тоже существуют храмы восьми Винаяк, но они менее известны.

Маюрешвар 

Это самый известный из храмов и легендарный центр тантрического направления Ганапатья. 

Считается, что этот храм основал известный святой Мория Госави (Мороба) в 14 веке, найдя здесь нерукотворное скульптурное изображение (сваямбху мурти) Ганапати. По воззрениям Ганапатьев, считающих именно Ганешу высшим божеством, этот храм простирается из бесконечности в бесконечность, только частично манифестируясь в нашем мире. Согласно Ганеша пуране, Маюрешвар - одно из трех наиболее священных мест во вселенной, наряду с "небесной" Кайласой и дворцом Ади-Шеши в Патале, т.е., единственное в своем роде место на Земле. Мудгала пурана посвящает величию Маюрешвара 22 главы. По легенде, во время Махапралайи, именно здесь Ганапати войдет в свою йога-нидру. 

Фактическая история храма, очевидно, несколько скромнее - исследователи датируют его появление 17-м веком, а годы жизни Мория Госави определяют, приблизительно, как 1610-1660 гг. 

Храма построен из черного камня в "могольском" стиле и имеет четыре входа, он обнесен 15-метровой стеной и издалека напоминает мечеть. Храм расположен в самом центре деревни. Перед входом в храм - мурти Нанди , что несколько необычно для храмов Ганапати, т.к. подобное имеет место, обычно, в храмах Шивы. По легенде, мурти везли в какой-то Шива мандир, но в этом месте повозка сломалась, и после этого мурти не смогли сдвинуть с места.
 

Мурти самого Ганпати в образе Маюрешвары. 

По легенде, в этом образе Ганеша убил демона Синдху. Хобот Ганеши обращен налево, он держит пашу, анкушу и модаку, а одна из рук просто лежит на колене. Кобра-Нагараджа, свернувшись на голове Винаяки, охраняет его. Слева и справа от Ганеши - две его Шакти - Сиддхи и Буддхи. Перед ним - его ваханы - мышь и павлин. 

Считается, что это не изначальное мурти, дважды освященное Брахмой и однажды разрушенное демоном Синдху. Оригинальное мурти, меньших размеров, предположительно находится позади того, которое выставлено на обозрение. 

Слева, снаружи святилища, находится мурти Нагна-Бхайравы. Вокруг святилища - еще 23 других мурти, включая различные формы Ганеши, в т.ч. восемь аватар Ганеши из Мудгала пураны - Вакратунда, Маходара, Экаданта, Виката, Дхумраварна, Вигхнараджа и Ламбодара, которые располагаются по восьми направлениям.


 Сиддхивинаяка 

Второй по счету храм Аштавинаяка расположен в городке Сиддхатек, на реке Бхима. Он построен в честь аспекта Ганеши, который помог Вишну одержать победу над демонами Мадху и Кайтабха. Считается, что Мория Госави и еще один святой, Шри Нараян Махараджиз Кедгаона обрели просветление именно здесь.
 
Сиддхивинаяка - единственный аспект Ганеши, чей хобот обращен вправо, а не влево, как у остальных, и его живот не так велик, как обычно. Его мурти обращено лицом на Север, а две его Шакти - Сиддхи и Риддхи - сидят на одном бедре.

Баллалешвар 

Храм построен в честь Ганеши, который, согласно легенде, спас своего преданного - маленького мальчика по имени Баллала, который подвергался унижениям и избиениям со стороны своего отца и односельчан за свою преданность Ганеше. Изначальный храм был построен из дерева, но в 1760-м году был перестроен в каменный. Храм обращен входом на Восток и имеет два святилища. Вол внутреннем святилище находятся мурти Ганеши и его ваханы Мушики (крысы). В глазах и в пупке мурти Ганеши - алмазы. Форма мурти почти идентична с очертаниями горы, под которой стоит храм.
 

После зимнего солнцестояния по утрам, на восходе, солнечные лучи падают прямо на мурти, осещая его. 
С двух сторон от храма располагаются два небольших озерца.


Варадавинаяка (vara-da- выполняющий желания, благосклонный; пожертвователь)

Согласно легенде, махараджа Рукмангада однажды посетил ашрам Риши Вачакнави, где встретил жену отшельника, Мукунду. Мукунда была очарована красотой Рукмангады, и предложила ему себя, но была отвергнута слишком добродетельным махараджей. Тогда Мукунда прокляла Рукмангаду, в результате чего он был поражен проказой. Позднее она была соблазнена влюбленным в неё Индрой, принявшим форму Рукмангады, якобы, все-таки, возжелавшего её. После этого Мукунда родила сына, которого назвала Грутхсмадх(??? - очевидно, чисто маратхское имя). Когда сын вырос, то узнал тайну своего рождения. Удалившись в лес, который сейчас называют Махад, он молился Ганапати об очищении своей неблагой кармы, рецитируя знаменитую мантру "gaNAnAM tvA gaNApatiM..."- и Ганеша в образе Варада Винаяки, "наделяющего желаемым", даровал ему прощение и очищение. 

 

Сейчас на том самом месте находится храм Винаяки. В 1690-м году мурти Винаяки было найдено в близлежащем озере, а в 1725-м году была основана деревня Махад и построен храм Варадавинаяка. Мурти обращено лицом на Восток, и рядом с ним постоянно горит огонь масляного светильника - считается, что огонь поддерживается непрерывно с 1892-го года.
Это единственный храм из восьми, где паломникам позволяют лично поклоняться мурти.

Чинтамани
 
В Мудгала Пуране есть история о том, что Риши Капила получил божественную драгоценность Чинтамани, изначально принадлежавшую Ганеше. Когда демон Ганасура узнал о магической силе Чинтамани, он похитил драгоценность. Капила тогда прибег к суровой тапасье, и молился Ганапати, чтобы вернутьЧинтамани. Считается, именно в этом самом месте, где сейчас находится храм Чинтамани, Ганеша вернул драгоценность капиле, но благодарный Капила повесил Чинтамани на шею Винаяке. Таким образом и появился образ Чинтамани Винаяки. Это произошло под деревом Кадамба, поэтому раньше город Теур, где сейчас находится храм, назывался Кадамбанагар.
 
Основной храм был возведен Дхаранидхаром Махараджем, прямым потомком святого Мории Госави, в месте слияния трех рек - Мула, Мутха и Бхима. Храм расположен входом на Север, но само мурти обращено лицом на Восток. Мурти украшено алмазами - на хоботе и в глазах.
 
Гириджатмадж
 
Считается, что именно здесь, в пещерах Лениядри, Парвати родила маленького Ганешу. "Атмаджа" - в смысле, ребенок, "Гириджа" - "Горами рожденная" - эпитет Парвати, таким образом, "Гириджатмаджа" (giri-гора) - "ребен\ок Парвати", имя Ганеши. 
Храм находится посреди буддийского комплекса из 18-и пещер, он вырезан в одной скале, и, фактически, является восьмой пещерой из 18-и. Эти пещеры так и называют - "Ганеш лени", т.е., "пещеры Ганеши". Храм ориентирован входом на Юг, так, что в течение дня всегда освещается солнцем. Само мурти находится в задней части пещеры и обращено лицом на Север. Из всех восьми мурти Аштавинаяк это выглядит наиболее необработанным.
 

Вигхнахар

 

История этого образа восходит к легенде о том, как демон по имени Вигхнасура (vighna-Препятствие, помеха; затруднения; мучения; зазор ;vighna-kara- препятствующий )был создан Индрой, чтобы помешать поклонению Махараджи Абхинанданы. Единожды выпущенный, демон, как это часто бывает, не ограничился поставленной задачей, а принялся разрушать все, связанное с ведическим поклонением. На искренние мольбы людей откликнулся Ганеша, который сразился с демоном и победил его. Побежденный демон взмолился о пощаде, и Ганеша даровал ему жизнь с условием, что тот никогда не будет чинить препятствия тем, кто поклоняется Ганеше. Демон же попросил Ганешу о том, чтобы его имя стояло перед именем Ганеши, таким образом, Ганешу стали звать "Вигхнахара" (Разрушитель препятствий) и "Вигхнешвара" (Владыка препятствий). 

Мурти в храме обращено лицом на Восток, и украшено рубинами в глазах и алмазами в пупке и на лбу. Мурти Риддхи и Сиддхи располагаются по обеим сторонам от основного. Сам храм расположен в городке Озар на берегу реки Кукади, он обнесен высокими каменными стенами, а его крыша сделана из золота.


Махаганапати 


И, накоонец, в заключение своей ятры, паломники прибывают в Ранджангаон, где находится храм и мурти Махаганапати. Здесь, согласно легенде, сам Шива поклонялся Ганапати перед своей битвой с демоном Трипурасурой. Считается, что и храм, и город Манипур, который теперь называется Рандажнгаон, построены Шивой.  

Храм обращен входом на Восток, и мурти днем освещается солнечным светом. Мурти тоже обращено лицом на Восток. Рассказывают, что изначальное мурти Махоткат, с десятью хоботами и двадцатью руками, скрыто в подземельях храма, но жрецы всячески отрицают это. 

После посещения храма в Ранджангаоне паломники возвращаются туда, откуда начинали свою ятру - в Маюрешвар


?

Log in